Ссылка на Википедию

Сетевой этикет

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Сетике́т, нетике́т (неологизм, является слиянием слов «cеть» (англ. net) и «этикет») — правила поведения, общения в Сети, традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживается большинство. Это понятие появилось в середине 80-х годов XX века в эхоконференциях сети FIDO. Некоторые из правил сетевого этикета присутствуют в RFC 1855 (английский вариант).
Правила нетикета не являются всеобщими и жестко установленными — в разных сообществах они могут значительно различаться. Так как основная цель нетикета состоит в том, чтобы не затруднять общение в сообществе, правила могут устанавливаться исходя из целей сообщества, принятого стиля общения, технических ограничений, и т. д. Некоторые правила записаны, и даже оформляются в виде формального устава, а иногда и просто в виде списка ЧАВО, другие правила нигде не записаны, но известны большинству членов сообщества и строго соблюдаются.

Чаще всего под явным нарушением этикета понимают оскорбления и переход на личности, злонамеренный отход от темы (оффтопик), рекламу и саморекламу в не предназначенных для этого местах. Также вполне вероятно нарушением нетикета могут оказаться клевета и иная злонамеренная дезинформация (обман) или плагиат.
В целом положения (рекомендации) нетикета можно разделить на три категории:
Психологические, эмоциональные — обращаться на Ты или на Вы, использовать ли смайлики и в каком количестве, указывать ли код города в телефонах, поддерживать новичков или игнорировать их вопросы, или посылать их сразу в FAQ и Поиск…
Технические, оформительские — использование строк определенной длины, использование транслита, ограничения на размер сообщения или подписи, допустимость расширенного форматирования (выделение жирным, курсивом, цветом, фоном, рамками и т. п.), допустимость написания сообщений в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ…
Административные — правила именования (заголовки) тем, правила цитирования, допустимость рекламы, допустимость флейма, собственно необходимость придерживаться тематики сообщества…
Люди, привыкшие к правилам одного сетевого сообщества, могут невольно нарушить правила другого. Поэтому практически во всех интернет-сообществах требуют ознакомиться с правилами и выразить своё формальное согласие на их соблюдение.

Содержание  
1 Бонтон
1.1 Lurk moar
1.2 Поиск
1.3 Оформление сообщений
2 Моветон
2.1 Привлечение к себе внимания
2.2 Флейм
2.3 Флуд
2.4 Спам
2.5 Оффтопик
2.6 Хотлинкинг

Бонтон

Перечисленные ниже правила, конечно, не обязательны для всех сообществ. В некоторых случаях их выполнение невозможно, или даже нежелательно, но такие случаи обычно редки.

Lurk moar
Перед тем, как становиться активным участником сетевого сообщества, желательно в течение определенного времени посещать его, оставляя минимум собственных комментариев, чтобы привыкнуть к правилам сообщества, а также узнать о некоторых его традициях. Исключение составляют ресурсы, не предполагающие длительного участия в их жизни, либо построенные по схеме «вопрос-ответ». Как альтернативу некоторые используют энциклопедии, наподобие луркоморья, но выложенные в подобных источниках сведения не всегда достоверны: они могут быть устаревшими, неполными, предвзятыми или требующими толкования — они могут служить лишь дополнением, но не заменой самостоятельному усвоению правил сообщества.

Поиск
Прежде чем задать вопрос, не поленитесь воспользоваться поиском — быть может этот вопрос уже задавали, быть может уже на него дан ответ. На поднятие старой темы реакция обычно благосклонная, в то время как возобновление темы сначала обычно не приветствуется.
[править]Оформление сообщений
Старайтесь делать свои записи удобочитаемыми. Например не стоит писать на транслите или заменять буквы похожими символами. Естественно, если запись трудно прочитать, ее скорее всего либо проигнорируют, либо отнесутся к ней отрицательно. Несоблюдение языковых норм также нередко приводит к предвзятому отношению.

Моветон

Также как и бонтон, перечисленные правила применимы не ко всем сообществам. Существуют ресурсы, для которых нижестоящие явления в порядке вещей, или даже ресурсы, созданные для них. Но если нет явного разрешения на подобное поведение, от него лучше воздержаться.

Привлечение к себе внимания
Во многих сообществах не поощряется написание сообщений, имеющих единственную цель привлечения внимания к вашей персоне. Распространённая ошибка новичков: написание сразу после регистрации «приветствия», не имеющего никакой смысловой нагрузки. Большое количество подобных сообщений способствует развитию флейма. Другой пример — так называемые «бампы» (bump), или «апы» (up) — сообщения для поднятия темы в форумах или имиджбордах, где они часто сортируются по дате последней записи. И если на имиджбордах это — порой единственное средство борьбы с вайпом, то на форумах подобные сообщения часто являются попыткой привлечения внимания к неинтересной для других участников теме, и поэтому нередко накладываются ограничения на поднятие темы вплоть до полного запрета.

Флейм
Флейм (от англ. flame — «пламя») — это процесс, который иногда возникает при общении в интернете, «словесная война». Это неожиданно возникшее бурное обсуждение, в процессе которого участники обычно забывают о первоначальной теме, переходят на личности и не могут остановиться. Обычно флеймы возникают спонтанно, развиваются очень быстро и заканчиваются лишь при вмешательстве модератора или когда все участники окончательно устанут. Это тот самый вид спора, в котором истина не рождается — по окончании флейма все спорщики чувствуют себя неудобно и никакого конструктивного результата флейм не дает.
Если случилось так, что вы стали невольным участником флейма, наиболее разумное поведение в этой ситуации — один раз максимально четко, конструктивно и доброжелательно выразить свою позицию, и больше в дискуссию не вступать. Тогда она, скорее всего, затухнет сама. Если же вы будете пытаться доказать, что «вы не верблюд» — флейм будет становиться только жарче и ваше положение и имидж будут лишь ухудшаться.

Флуд
Флуд (от англ. flood — наводнение, читается «флад», однако в русскоязычном сегменте Интернета устоялось произношение «флуд») — это сообщения в интернет-форумах и чатах, занимающие большие объемы и не несущие никакой полезной информации. Флуд распространяется как от нечего делать, так и с целью троллинга, например, из желания кому-то досадить. Технический флуд представляет собой хакерскую атаку с большим количеством запросов, приводящую к отказу в обслуживании.

Спам
Спам (от англ. spam) — сообщения, присылаемые вам от неизвестных людей или организаций, которым вы не давали на это разрешения. Наиболее часто термин «спам» употребляется в смысле «почтовый спам». Как правило, спам — это массовая рассылка на большое число адресов, содержащая рекламу или коммерческие предложения, а также письма счастья и т. п. Обычно такие письма не содержат личного обращения, зато имеют захватывающие заголовки, такие как «Заработок не выходя из дома» или «Срочно!!! Уникальное предложение». Информация, рассылаемая подобным способом, не заслуживает доверия. Спам, как и интернет, явление международное. Поэтому, если вы впервые в жизни неожиданно получили письмо на английском, возможно, не стоит срочно искать переводчика — скорее всего, это тоже спам. Спамовые письма могут быть «разносчиками заразы», то есть содержать файлы с вирусами.

Оффтопик
Офтопик (иначе «oффтопик» или «oфф»или «оффтоп», от англ. off-topic) — сообщения не по теме (топику) текущего обсуждения или почтовой рассылки. Встречается, когда участники интернет-сообществ начинают общаться на посторонние темы. Иногда в форумах вводят специальные разделы «для флуда и оффтопа» для обсуждения не имеющих отношения к теме форума вопросов и просто для развлечения.

Хотлинкинг
Хотлинк (англ. hotlink) — включение в веб-страницу файлов-изображений или других ресурсов с чужого сервера. Этот прием используется недобросовестными вебмастерами, которые заставляют браузер посетителя загружать картинки с чужого сервера. Тем самым расходуются чужие ресурсы и трафик. Однако существуют специальные ресурсы для публикации изображений на других сайтах — они генерируют специальный код для размещения миниатюры изображения, которая является гиперссылкой на страницу, где кроме самого изображения присутствует, в том числе, реклама. В этом случае нежелательно пользоваться способом публикации, отличным от публикации этого кода — иногда подобные случаи отслеживаются и обращения блокируются.